Резьба по дереву мастер класс
инструменты для работы, мастер-класс обучения вырезанию по дереву
С древних времён люди стремились украшать свой быт. Неизвестно, кому впервые пришла мысль вырезать первый узор на дереве. Резьба сегодня не столь популярна, как компьютерные технологии, но по-прежнему ценится у любителей прекрасного. Научиться древнему ремеслу можно, приложив старания и поближе познакомившись с ним.
Классификация видов резьбы
Наравне с керамикой дерево всегда было одним из основных источников надёжного материала для бытовых нужд человека. Деревянная посуда и орудия труда до сих пор востребованы в повседневной жизни. Опытные домохозяйки стараются окружить себя не только удобной, но и красивой посудой. Замысловатые узоры и украшения до сих пор не теряют популярности.
Приобрести такую посуду сегодня несложно, но все люди разные, поэтому многим хочется, чтобы индивидуальность была во всём. Такое стремление побуждает взяться за резку по дереву своими руками. Начинающих в прикладном искусстве ждут большие трудности, но они преодолимы трудолюбием и старанием.
Основные направления
Начинать лучше всего с азов. Вот основные виды деревянного резного творчества:
- Скульптура. Фигурки из древесины есть в большинстве музеев художественного прикладного искусства. Это разные зверушки, игрушки, бытовые сценки и многое другое. Очень популярны резные маски из твёрдых пород в Африке и на других континентах.
- Токарная резьба. Точённые из древесины предметы давно стали неотъемлемой частью культуры многих народов. Матрёшка часто ассоциируется с Россией, как чёрные шаманские маски с Африкой. Посуда, кубки, подсвечники, детали мебели — это далеко не полный перечень применения токарных изделий.
- Рельефная. Один из самых распространённых видов этого искусства. Резчики любят этот приём из-за больших возможностей и многочисленной вариативности применения.
- Геометрическая. Самый простой вид деревянного искусства. Именно с него чаще всего начинают обучение вырезанию по дереву. Начинающих мастеров привлекают простота этого вида и многократное повторение элементов, что позволяет натренировать специфические навыки и терпение.
- Ажурная. Простой лобзик в руках мастера становится волшебной палочкой. С его помощью такие умельцы делают удивительные произведения. Очень востребован этот вид искусства был в архитектуре позапрошлого и прошлого века. До сих пор в старых селениях можно встретить резные карнизы и ставни окон.
Это основные виды, но далеко не все. Например, деревянная игрушка — это вполне самостоятельный вид художественных работ по дереву. Есть и более сложные виды подобного творчества: инкрустация, интарсия и многие другие.
Оборудование рабочего места
Решившиеся на освоение нового дела обычно начинают с приготовлений всего, что понадобится для работы. Новичок должен знать, что без основательной подготовки процесс обучения обречён на неудачу. Научиться резьбе по дереву можно, приложив много стараний. Вот что понадобится для комфортной работы:
- Верстак. Основное рабочее место. Это может быть крепкий стол, но специальный верстак намного лучше. На нём есть всё необходимое, что может значительно облегчить процесс обучения.
- Освещение. Работа резчика очень кропотливая, поэтому необходимо хорошее освещение. Лучше всего — солнечный свет, в вечернее время — электрические лампочки достаточной мощности.
- Вентиляция. Работа с деревом связана с наличием стружки, а при шлифовании — это мелкая пыль. Чтобы не дышать загрязнённым воздухом, нужна хорошая вентиляция.
- Инструменты. По дереву режут специальными резцами из высококачественной стали. Выбору инструмента уделяется особое внимание. От него зависит не только качество работ, но и здоровье резчика. Пораниться некачественным инструментом намного проще, чем надёжным и проверенным.
Многие мастера делают резцы для работ самостоятельно или заказывают их у проверенных производителей. Сегодня в розничной торговле встречаются разные наборы для резьбы по дереву. Однако качество таких инструментов часто далеко от идеала, поэтому важно отнестись к выбору инструмента со всей серьёзностью.
При выборе учитывается также вид творчества, который решено освоить. Для выжигания будет нужен специальный прибор. Для рельефной и скульптурной вырезки понадобятся большие резцы. Многие из них должны иметь разную конфигурацию и длину лезвия. Для геометрических орнаментов обычно используют маленькие резцы разной толщины и формы цевья.
Какой бы вид ни было решено начать осваивать, стоит познакомиться с основными формами резцов:
- Прямые стамески. Для вырезания прямых линий и выборки фона.
- Косые резцы. Для прорезки угловых орнаментов.
- Полукруглые стамески. Для работ с овальными элементами.
- Трёхгранники. Для прорезания трёхгранных канавок.
- Клюкорезы. Для выборки овальных канавок разной глубины и конфигурации.
Любой вид инструмента для резьбы по дереву может иметь разную толщину, ширину и форму рукоятки. К выбору подходящего хорошие мастера относятся очень серьёзно. От этого выбора зависит качество работ и производительность.
Практические советы
Когда всё готово к работам, не терпится взять резец и сделать первый надрез на отшлифованной доске. Однако не стоит спешить. Стоит помнить, что резьба по дереву — это небезопасный вид искусства. Начинающим мастерам стоит помнить о правилах техники безопасности. Вот основные из них:
- Нельзя работать тупыми и неисправными резцами.
- Рабочее место должно быть хорошо освещено и проветриваться.
- У каждого инструмента должно быть своё место на рабочем столе. Нельзя оставлять резцы на столе, не воткнув их в специальную подставку.
- Нельзя оставлять детей без присмотра у рабочего места.
- Нельзя направлять движение острой части резца в сторону опорной руки или других частей тела.
- При работах по выемке фона изделие должно быть надёжно закреплено на рабочей поверхности.
- При порезе надо сразу обработать рану антисептиком и наложить повязку.
Соблюдая основные правила, новички обезопасят себя и близких от лишних огорчений и проблем. Важно помнить, что любое творчество не терпит спешки и суеты, поэтому основательность поможет быстрее стать настоящим мастером.
Усвоив правила безопасности, приступают к выбору композиции, орнамента или узора. Для этого используют разные самоучители, другие источники. Затем выбранный рисунок переносят на доску. Предварительно её хорошо шлифуют. После нанесения картины карандашом желательно все линии продавить шилом. Во время работы карандашные пометки стираются.
Дальше приступают к прорезке орнамента. На этом этапе важно приучить себя выполнять сразу все однообразные операции. Например, многие узоры состоят из одинаковых элементов, поэтому прорезая их сразу все, можно добиться более быстрого усвоения правильной техники резьбы. При таком подходе рука быстрее привыкает к нужному наклону и нажиму резца. От этого качество работы становится выше.
Все работы выполняются только хорошо наточенными резцами, поэтому постоянно нужна заправка лезвий. Для этого хорошо подходят специальные заточные бруски или наждачная бумага мелкой зернистости. Научится правильно заправлять инструменты не менее важно, чем правильно ими пользоваться. От этого зависит эффективность всего обучения.
После окончания резьбы работу подвергают дополнительной обработке. Кто-то использует керн для простукивания выбранного фона. Кто-то добавляет инкрустацию бисером или другими материалами. Иногда шлифуют и обрабатывают тонирующими смесями. Это может быть нитролак, тонировка или простое льняное, конопляное или другое растительное масло. В конечном итоге работа приобретает привлекательный вид.
Приложив усилия и немалое терпение, начинающие мастера смогут насладиться созерцанием первых своих произведений. Кто-то решит, что это ему не подходит, а кто-то найдёт своё призвание. В любом случае освоение нового обогащает личный опыт и делает жизнь интереснее.
redsol.ru
Как это делается. Поэтапное выполнение резьбы по дереву.
Здравствуйте!
Здесь я покажу Вам как выглядит процесс резьбы по дереву на примере работы "Часы настенные арт-нуво" http://www.livemaster.ru/item/6691887-dlya-doma-interera-chasy-nastennye-art-nuvo . Перед этим был еще процесс эскизирования и подготовки древесины для выполнения резьбы, но уж слишком большая публикация получилась бы. Поэтому решила ограничится лишь последним этапом резьбы по дереву.
Время затраченное на изготовление толко резьбы (без эскизирования) - 4 недели.
И так.
№ 1 Деревянная заготовка из бука с уже перенесенным на нее контурным изображением будущей работы.
№ 2 Выявление рельефа.
№ 3 Черновая обработка. Придание характерных особенностей.
№ 4 Проработка деталей.
Вот так выглядит рабочий стол в моей мастерской во время работы.
№ 5 Выпиливание по контуру. Этот этап должен был быть одним из первых, но оставила его на потом т.к. в процессе резьбы могло возникнуть желание, что-либо немного изменить в "прическе".
Чем дальше, тем страшнее! Рабочий стол заваливается все бОльшим количеством иллюстративного материала.
№ 6 Центр композиции (лицо) готов и перехожу к "второстепенным деталям".
№ 7 Отдельно выпиленный циферблат в процессе резьбы.
№ 8 Заоваливание циферблата по краям.
№ 9 После подгонки двух деталей (основы и циферблата) склеиваем их друг с другом. После склейки дополнительно укрепила всю конструкцию саморезами.
№ 10 Шкурение.
№ 11 После того как часовой механизм был подогнан в специально сделанный для него паз следует процесс лакирования. После этого поставила часовой механизм и все готово.
Я показала Вам весь процесс в очень сокращенном варианте. Лишь основные этапы, а вернее результаты этих этапов. Но и по ним можно судить о том, что же это такое - резьба по дереву.
Надеюсь, что было полезно.
С уважением, Вера.
www.livemaster.ru
Резьба по дереву. Мастер-класс - Блог Дмитрия Деревореза
Всем привет. На связи Дмитрий Дереворез. Продолжаю серию мастер-классов искусства резьбы по дереву. Сегодня расскажу о создании интересного изделия. Кресло-медведь нравится многим заказчикам: оно практично, удобно и, главное, при весе 200 кг и высоте 1,8 м выглядит очень стильно и солидно. Это одновременно и деревянная скульптура, и садовая мебель.
И швец, и жнец, и на дуде игрец
«В каждой шутке есть доля шутки».
Народная мудрость
Для создания такой внушительной махины нужны недюжинные способности. Перед тем, как приступить к работе, оцените себя на предмет следующих навыков:
- Математические. Способны ли вы точно рассчитать нужные пропорции и соотношения деталей изделия?
- Чертёжные. Можете ли вы воспроизвести свои расчеты на бумаге, а потом на древесине?
- Художественные. Не будет ли напоминать ваша нарисованная фигура «творения» Остапа Бендера?
- Атлетические. Удержите ли вы в руках тяжёлую бензопилу?
- Альпинистские. Сможете ли вы доделать мелкие детали верхней части изделия?
- Акробатические. Успеете ли вы вовремя отпрыгнуть в сторону, если будет "отдача" от бензопилы? (Тьфу! Тьфу! Тьфу!)
Самое важное: обладаете ли вы фотогеничной внешностью, чтобы запечатлеть себя любимого на фоне готовой садовой скульптуры? И чуть не забыл: навыки в резьбе по дереву тоже желательны. Но, согласитесь, по сравнению со всем вышеперечисленным, умение держать стамеску или резак кажется такой мелочью…
Надеюсь, что немножко развеселил вас, а теперь поговорим серьёзно.
Смотрим видео, а потом всё остальное...
Не так страшен чёрт…
«Учиться, учиться и учиться»
В.И.Ленин
На самом деле овладеть элементарными навыками резьбы бензопилой не так уж сложно, даже изучив наш Мастер-класс. Это направление сегодня востребовано и очень популярно. Вырезать грибочки, кубики и прочую дребедень может практически каждый, даже не имея художественного и профессионального образования. Но создать качественное творение с детальной проработкой всех мелочей может только опытный мастер. Ведь для этого нужны многие умения, упомянутые в предыдущем разделе.
Художественное образование поможет составить эскиз будущей садовой скульптуры. Набросок на бумаге, или технический рисунок, делается в масштабе. Мы всегда делаем его в двух проекциях и точно воспроизводим потом в резьбе то, что нарисовано. Есть, конечно, умельцы, делающие «на глазок», но старый добрый принцип про «семь раз» ещё никому не навредил. Воплощая задумку в резьбе по дереву, нужно сохранять все пропорции, относительно чертежа.
После эскиза начинается соло бензопилы. Одеваем наушники, чтобы не слышать возмущений рождающегося медведя в духе «Я хотел более мощный торс» и придаём общие очертания будущей скульптуре. С одной стороны, вроде бы тут не нужна большая точность движений – это «прикидка». Да и пилить бензопилой можно хоть вдоль, хоть поперёк, хоть по диагонали. Но без чувства объёма не обойтись: можно увлечься и снять больше, чем нужно. Отпилил лишнее - потом не наклеишь! Фотографии нашего мастер-класса в полной мере отражают все тонкости этого этапа.
Кстати, про акробатические упражнения я тоже не просто так «загнул». Без техники безопасности не обойтись. От дерева будут лететь щепки, так что позаботьтесь заранее о «модном прикиде»: защитных очках и спецодежде.
Внимание, важный вопрос! От состояния цепи на бензопиле – степени заточки, натянутости, качественной смазки – зависит два момента. Первый: наскольколько вы "изнасилуете" свой любимый инструмент - бензопилу, к концу работы. Второй: на сколько устанете сами и на сколько быстро сможете закончить запиловку.
Был ни тщеславен, ни горд – был он виртуозен
«Я бы сказал, что скульптура в восемь раз более великое искусство,
чем все остальные виды изобразительного искусства,
потому что у статуи восемь видов, и все они должны быть равно хороши».
Бенвенуто Челлини
После «чернового» следует более филигранный этап. Это кульминация мастер-класса на этапе запиловки, когда используются виртуозные возможности бензопилы, например, резка носиком шины.
Не забывайте периодически прерываться и отходить на небольшое расстояние от изделия. Некоторые делают это, чтобы полюбоваться на «творение» и мысленно сказать себе: «Какой я молодец!». На самом деле, так легче оценить работу, потому что охватывешь взглядом скульптуру в целом, бросаешь взгляд со стороны, начинаешь понимать, как её видят другие люди...
Последний этап резьбы – работа стамеской и ножом. Для тех, кто хочет научиться резать, даю дружеский совет, максимально внимательно изучайте именно эту часть Мастер-класса. Главное преимущество этого этапа – возможность доработать вручную какие-то нюансы. Рассчитывается всё до миллиметров. И никакого зашкуривания, только резьба по дереву на фасках! О причинах не буду распространяться, фотографии скажут лучше.
К слову сказать, практически любое бревно , а мы вырезаем свои изделия только из брёвен, имеет пороки древесины. Выпадные, табачные сучки, подгнившие и подпревшие места... Их нужно локализовать. Способы разные. Где то можно высверлить и вставить заплатку, а где то вопрос решается серьёзным хирургическим вмешательством. Нашему медведю приходится немного потерпеть, но он знает: шрамы украшают мужчину.
В завершение покрываем тонированным составом Пинотекс Ультра. Это и эстетика, и защита. Ах, да! Фото на память тоже делаем, ведь теперь у косолапого начинается самостоятельная жизнь.
Всё-таки классная штука – бензопила! Благодаря этому инструменту за n-е количество часов мы сделали то, что раньше вырезалось топором, двуручной пилой и стамеской за неделю. Вы тоже дерзайте, ищите, экспериментируйте, а если нужен совет – всегда рады помочь.
На этом сегодня всё. Встретимся в следующем мастер-классе.
www.derevorez.ru
Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы
Это история про четырёх резчиков-шаманов. Все они особенные люди: они не только уважительно относятся к природе, но и воспринимают её как друга или мудрого родителя. Почитайте эти коротенькие истории их жизни, посмотрите картинки.
Уверен, вам понравится!
***
Кит Дженнингс (Keith Jennings)
В рамках своего проекта «Tree Spirits» американский скульптор Кит Дженнингс (Keith Jennings) вырезает на стволах деревьев мудрые и спокойные лица, принадлежащие, как он утверждает, лесным духам. Художник ставит перед собой благородную цель наладить общение между людьми и живой природой.
Проекту «Tree Spirits» уже более тридцати лет. Первую работу из этого цикла Кит Дженнингс выполнил ещё в 1982 году, и на её создание художника подтолкнуло одно весьма прозаическое обстоятельство. Как рассказывает сам скульптор, в тот знаменательный день он сидел дома и попросту маялся от скуки. Неожиданно его посетила идея пойти на задний двор, захватив с собой парочку плотницких инструментов, и придать старому дереву, находившемуся там, более привлекательный вид.
Решение пойти на задний двор и заняться деревянной скульптурой не назовёшь самым очевидным способом убить время, но увлечение Кита Дженнингса начиналось именно так. Постепенно к художнику пришло осознание серьёзности его дела, скульптура стала для него способом общения с природой. Кит Дженнингс утверждает, что каждое лицо, вырезанное им на дереве – это портрет конкретного растения. «Ничего не могу с собой поделать. Дерево разговаривает со мной, понимаете?» - говорит художник.
Новые работы Кита Дженнингса из серии «Tree Spirits» были выполнены по заказу администрации острова Святого Симона, находящегося у побережья штата Джорджия. Нужно отметить, что труд Кита пользуется там большим уважением среди населения. Около десяти лет назад на средства, пожертвованные жителями острова, художник создал масштабное скульптурное изображение кита, обитателя местных прибрежных вод.
Самая моя любимая работа. В ней есть что-то космическое.
***
Блейр (R.L. Blair)
Типичный самоучка: увлекался резьбой по дереву с 12 лет: луки, стрелы, игрушечные пистолеты и т.д. К окончанию школы вырезал тотемный столб - талисман школы. После службы в армии работал в строительстве и не бросал свое хобби, а с 25 лет занимается резьбой по дереву профессионально. Изготавливает скульптуру, в том числе садово-парковую, настенные панно, детали интерьера. Тематически увлекается скульптурами животных, индейцев, ковбоев и пр. Особенно популярны его скульптуры медведей в натуральную величину. Еще с середины 80-х годов является ведущим художником по дереву компании Disney, его скульптуры можно увидеть во всех тематических парках компании: в Калифорнии, Токио, Париже, Гонконге и т.д. Каждый год с его работами знакомятся более 30млн. посетителей парков. Для своих работ обычно использует высохшие стволы деревьев красных пород. В работе применяет всевозможный инструмент, начиная с бензопилы и вплоть до различных шлифовальных машинок. Большой любитель дикой природы.
***
Джим Редхок (Jim Redhawk)
Я Jim Redhawk, родился в Holdenville, штат Оклахома. В моих желах течёт смешанная кровь: часть индийской, английский, ирландский и французский. Я разноплановый художник, получивший своё образование от духов и через видения. Я пребываю в мире с самим собой, жизнью, духом и моей Вселенной. Мои работы рождаются изнутри моей ДНК, я их визуализирую, даю им форму. Моя работа несёт мир и покой, в то время как индустриализация расползается по всей этой могучей земле. Мои картины возвращают меня обратно в те времена, когда мир был медленнее, а природа чище. В моих картинах вы можете увидеть мир путников (или как я их ещё называю "людей в природе"). Я пишу картины от руки и создаю сюжет прямо на поверхности холста в процессе работы, это приносит мне большое удовольствие. У меня есть региональные и национальные награды как художника и скульптора. Я перепробовал много вещей, прежде чем нашел свою страсть в жизни.
Следующие ниже работы даны с оригинальными названиями мастера. Когда будете просматривать работы, не забывайте, что всё это вырезано из дерева, а не вылеплено из пластилина или глины :)
***
Коршиков Антон
Уже планируя завершить эту публикацию про 3-х талантливых американских резчиков, я нашёл нашего соотечественника, современного мастера, которого не стыдно поставить в один ряд с именитыми западными коллегами. Зовут его Коршиков Антон, его работы похожи на работы Jim Redhawk, но в то же время чувствуется свой собственный стиль.
Благодарю за внимание. Надеюсь, этот небольшой обзор необычных мастеров резьбы по дереву вам понравился.
Продолжение следует. До новых встреч, друзья!
www.livemaster.ru
Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки.
Здравствуйте!
Сегодня покажу как я занимаюсь резьбой по дереву. Это мой первый мастер-класс, надеюсь на понимание и вашу поддержку Многим интересен процесс и я кратко его изложу в своей публикации.
Материалы:
1. заготовка из дерева,
2. резцы,
3. карандаш
4. наждачка,
5. морилка неводная "Дуб"
6.лак для дерева,
7. аэрограф,
8. компрессор
Мои помощники - резцы.
неводная морилка "Дуб", аэрограф, наждачки 2-х видов (нулевка и более грубая)
Чтобы вырезать тарелку, нам нужна заготовка из дерева. Сейчас много умельцев предлагают на продажу заготовки.Мне сделал заготовку из кедра знакомый мастер. Затем думаем над эскизом, у меня уральская природа и глухарь.
1. Делаем рисунок карандашом.
2. А затем берем резцы и начинаем вырезать. Я обычно тарелки начинаю с окантовки, здесь у меня кедровые ветви и шишки. Стараюсь резать сразу чисто, так что наждачка практически не понадобится. Только в конце, чтобы придать чистый вид изделию, убрать оставшийся карандаш с дерева. А так же наждачка понадобится при покраске работы, но об этом позднее. Соблюдаем осторожность при резьбе, бережем пальцы. Еще когда будете вырезать разные изделия отметите, что тарелку вырезать удобнее в плане уборки.
В основном вся стружка будет внутри работы
3. Сверяюсь с рисунком, который я напечатала для наглядности. Сначала я прорабатываю ветви, а потом перехожу к шишкам. Хотя здесь последовательность не так важна, можно выполнить по вашему желанию.
4. Затем перехожу к резьбе глухаря вырезаю контур и убираю фон.
5. Занимаюсь опереньем птицы. Вот в результате получается такая тарелочка.
6. Слегка прохожусь наждачкой и готовлюсь к покраске. Хотя мне дерево в последнее время больше нравится не тонированное, чистое. Так больше в нем природной красоты. Но дерево надо защищать от многих факторов, пыли, влаги. Поэтому я делаю покрытие. Хочу в ближайшее время попробовать воском покрывать работы.
На данный момент тонирую неводной морилкой дуб и покрываю лаком для дерева. Может быть и глянцевый лак и матовый на ваш вкус. Затем щеткой смахиваю древесную пыль, готовлю к покраске. Тонирую аэрографом. Так как я еще его не приобрела пока, тонировала у знакомого, у меня нет этих фото. Но процесс тонировки таков:
1.Покрываю общим тоном из аэрографа.
фото аэрографа.
фото компрессора к которому присоединяем аэрограф и красим.
2.Шлифую тарелку, краска остается только в резьбе.
3. Затем покрываю изделией лаком с одной стороны, оно должно высохнуть. Время зависит от выбранного вами лака, может высохнуть за день, а нитра вообще за 1,2 часа высыхает.
4. Затем покрываю обратную сторону тарелки. Жду когда высохнет.
5. Окончательно просохшее изделие шлифую.Так как после лака немного вздыбливается дерево, становится местами шероховатым его нужно будет снова шлифовать и лакировать . Если есть подтеки убираем наждачкой.
6. Покрываем на на второй раз лаком по той же технологии. Тарелка просохнет и если нет недостатков лакировки, она готова. Если есть шероховатости еще на третий раз лакируем. Вот такой не быстрый процесс изготовления тарелочки, но результата требует того. Пусть вас радует ваша резьба и приносит радость другим людям. Ведь дерево такой красивый материал и он несет энергетику добра людям!
На фото два вида покраски, легкая тонировка, эффект светлого дерева, чтобы сохранить больше натурального дерева.
И более темная тонировка. С применением морилки дуб и эбеновое дерево.
Желаю вам удачи! Дерево принесет много положительных эмоций!
Может кому-то из Вас захочется прикоснуться к дереву и вырезать свою первую работу.
Отдельное спасибо Ольге, которая сделала заказ тарелки, я смогла отснять процесс изготовления и вновь вспомнить, как здорово работать с деревом, какой это податливый материал и как он пахнет лесом
www.livemaster.ru
Страна " Мастерклассия" и немного о резьбе по дереву!
Постараюсь в этом мастер-классе, поделиться всем тем, что так полюбил здесь на Ярмарке Мастеров. А точнее, поделюсь через свои стихи и опыт студенчества и преподавания художественного мастерства.
Найти ее совсем несложно,
Вам каждый мастер скажет, можно.
Пройти подскажет как, возможно
И сам секрет откроет сложный.
Давай же все тебе расскажу
И хочешь, наглядно так все покажу
И как вышиваю, и то, как вяжу.
Рассказывать долго, и все же начну.
Здесь все, как всегда нарасхват
И видеть и слышать, участвовать рад!
Вот столяр, вот плотник, гончар и кузнец
Какое богатство, здесь каждый творец!
И главное, чтобы никто не сказал,
Что знает, как делать прекрасно он сам.
Секрет ваш искусный, все равно не поймет
Как водится, по своему перевернет.
И вот, весь класс в себя впитал.
Все мастерство увидел и не прогадал.
Какое счастье, этот день настал!
Теперь я сам и сшил и сам связал!
Автор четверостиший - Колесьянкин Владимир Борисович.
Идея заглавного фото - " Симфония, музыка резьбы по дереву!"
Ярмарка Мастеров и публикации, мастер-классы по резьбе по дереву еще раз убедили в том, что следует искать для начинающих или только думающих попробовать резьбу, самый простой и легкий по исполнению вид резьбы, дабы вдохновиться, приобщиться и понять, пусть в коротких уроках, надо ли продолжать изучение.
Такой вид резьбы, был найден мною несколько лет назад, в процессе преподавания в Университете. И для большинства, он знаком, также, как все знают Хохлому, так и Геометрическая резьба по дереву известна многим. Вы скажете, и что же тут было искать?
Все дело в том, что "Геометричка", геометрическая резьба-это общее название для
не только трехгранно-выемчатой резьбы, к которой все привыкли.
Разделочная доска. Авторская работа Колесьянкиных: Владимира и Вероники.
Перевод буквальный, каждая выемка древесины имеет 3 грани.
Но геометрическая-это еще и общее название для ногтевидно-контурной резьбы,
которая имеет свои преимущества и менее знакома для большинства.
Так вот, на мой взгляд, эта разновидность геометрической резьбы более доступна для начинающих, что и подтвердилось на практике. Далее постараюсь все рассказать и показать на примерах.
Теперь предлагаю немного отдохнуть от резьбы и поразмышлять о том, каким может быть мастер-класс.
Будучи студентами художественно-промышленного училища им. В. М. Васнецова, в конце 90-х г., на занятиях по рисунку, попросили преподавателя сделать набросок головы человека. Мы всей группой сгрудились вокруг этого действа и ее блокнота. Это был,своего рода, мастер-класс по рисунку в течении нескольких минут. И он, был дан нам не для того, чтобы мы сделали так же, или почти также, а тогда, в тот момент, для того, чтобы мы почувствовали, что преподаватель действительно может и ему можно доверять, в том числе и наше время. Конечно же, важно было почувствовать не только компетентность, но и получить знания, некий каркас, основу построения, преимущества наброска, его полезность и т. д.
Этот случай мною, до сих пор, воспринимается как мастер-класс, хотя никто, ничего не повторил за мастером.
Вспоминая другого преподавателя училища, можно подтвердить мнение о том, что мастер и он же сильный и умелый преподаватель в одном лице-это большая редкость. Никогда и никому из группы, ни разу не показал как рисовать. Иными словами, ни разу не взял в руки карандаш, как бы мы его ни уговаривали, даже на наших учебных работах. Но, с другой стороны, его заслуга была в том неповторимом настрое на позитивный труд, на старание и упорство, работе неустанной над ошибками, умении найти подход к каждому студенту. И это был ее мастер-класс педагогический, не минутный, а растянутый на годы. И снова никто, ничего не повторил за мастером.
Теперь возвращаемся к резьбе. И пример будет уже из своей педагогической практики.
Несколько лет назад, на художественно-графическом факультете, в выходной день, по заочной форме обучения. Присутствуют в основном женщины, дисциплина идет, практически как знакомство с декоративно-прикладным искусством. Приехав на занятие к 10 утра, в 13 часов большинство уже собирается домой, к детям, семье, затратив на дорогу несколько часов. Для занятия заблаговременно приготовлены деревянные солонки и пологие стамески. Прежде чем приступить к резьбе, идет изучение аналогов, традиции.
Разрабатываем несложный эскиз геометрического и растительного характера, переводим рисунок на дерево и вот, взяв стамеску первый раз в руки, студентка не только справляется с резьбой, выполняя все достаточно грамотно, но и просит еще одну солонку. Начинает с энтузиазмом украшать резьбой вторую, но не успевает, из-за нехватки времени доделать полностью.
Вот фото 2 солонки, незавершенной.
Но, не все так просто. На Ярмарке Мастеров уже второй год и единственный мастер-класс , до этого, был о композиции. И, пожалуй, основная причина отсутствия мастер-класса по резьбе, была в невозможности за короткое время объяснить заточку инструмента. Из своего опыта обучения вспоминается долгое впитывание процесса заточки. Полное понимание и главное, практическое освоение, наступило уже после защиты дипломного проекта, спустя 5 лет очного обучения.
С другой стороны, пример с геометрической резьбой, показывает полезность даже кратковременного изучения резьбы. А точнее, вообще возможности, с нуля, вот так, с наскоку, что-то вырезать и украсить.
Здесь, на Ярмарке Мастеров, удалось познакомиться с прекрасным мастером из Узбекистана-Сергеем Protey. Его мастер-класс по созданию комплекта украшений - пример для подражания. Не знаю, можно ли здесь дать ссылку? Все идеально показано, подробно, со всеми станками и приспособлениями. Очень полезно познакомиться, через такой мастер-класс, с красотой и профессионализмом.Но, сложность такова, что понимаешь, не будучи в учениках у Сергея, что-то похожее сотворить не удастся и никакой самый подробный мастер-класс тут не помощник. Можно только восхищаться виртуозностью и уникальностью, что тоже не мало.
В этом году исполняется 15 лет, как впервые взял в руки инструмент для резьбы по дереву. Накоплен опыт работы с древесиной. Кто бы знал, что уже профессионально занимаясь резьбой, сев за гончарный круг, буду испытывать восторг, от небольшого мастер-класса гончара, керамиста. Буквально 30-60 минут, и получилась, пусть небольшая, но кружечка, ну не кружечка, а маленькая такая солоночка, но ведь получилась же!
К чему веду, ведь кто-то, тот же гончар, кузнец, швея, ювелир, могут взять в руки первый раз нож для резьбы по дереву и порадоваться от соприкосновения с новым материалом.
И тогда, в качестве первого опыта, следует попробовать простой вид резьбы.
Мастер-класс необходим и тем, кто делает только первые шаги и более опытным может быть полезен.
Это мое размышление, быть может, поможет тем, кто еще сомневается в полезности своего мастер-класса. Ведь решиться поделиться своим знанием с другими непросто, нужен толчок, мотивация.
Каждый находит для себя что-то важное, под свое понимание, под свой уровень.
Посмотрел недавно интервью с известным современным скульптором, ювелиром. Его счастье было в неполучении академического образования в Москве и в Санкт-Петербурге. С одной стороны, можно сказать, что он лишился мастер-классов лучших педагогов, в ведущих художественных вузах страны. А с другой, его художественное образование, те мастер-классы, которые у него были, напитали его необходимыми знаниями и помогли сохранить индивидуальность и неповторимость в поисках своего почерка, стиля.
И теперь, снова о резьбе по дереву.
Пожалуй, главное в мастер-классе по резьбе - это простота вида обработки материала, дабы была возможность
почувствовать в полной мере энергетику процесса
привить любовь к этому творчеству
И самое главное, снова и снова убедиться в том, что может получиться все!
Как уже было сказано, ногтевидно-контурная резьба имеет ряд преимуществ, одно из которых-это возможность вырезать почти любой орнамент, не только геометрический, но и растительный, зооморфный, антропоморфный.
Фрагмент разделочной доски. Авторская работа Колесьянкиных: Владимира и Вероники.
Фрагмент разделочной доски. Авторская работа Колесьянкиных: Владимира и Вероники.
Как видно, на данных фрагментах все вышеперечисленные виды орнамента представлены.
И вот при таком богатом выборе, этот вид резьбы по дереву еще и подходит для первого опыта, знакомства с резьбой. Конечно же, для первого мастер-класса, занятия, мы возьмем только геометрические элементы орнамента. Максимум, что можно - это попробовать несколько стамесок, что позволит изобразить, выполнить еще и растительный орнамент.
Итак, нам необходимы пологие стамески. И знания техники безопасности:
аптечка с бинтами и перекисью водорода
бережное отношение к инструменту, поскольку затупившийся ранит быстрее, чем острый
не располагать пальцы и другие части тела по ходу движения инструмента
при утомлении прекращать занятие
Лучше, если вы эту стамеску получите вот в таком виде заточки:
Отсутствие углов у стамески, позволит более свободно выполнять элементы этого вида резьбы, да и не только этого.
Хорошо будет пробовать инструмент с нелакированными ручками, т. е. чувствовать древесину открытую своими руками, да и крепче так в руке, надежнее, без лака.
На всякий случай, при наличии в наборе, который вы приобретете или позаимствуете у кого-то, ножа-косяка
не обращать на него внимания,
а попросить изготовить, или приобрести богородский нож. Но про ножи-это на будущее.
Нам по прежнему нужны только стамески для выбранного вида резьбы.
Кроме пологих, понадобятся еще полукруглые стамески небольшого диаметра.
И, все-таки, мастер-класс по резьбе по дереву понятнее, доступнее, продуктивнее и вдохновляюще воспринимается, хотя бы при просмотре видеофильма, видеозарисовки.
Поэтому, представляем вашему вниманию, совместный мастер-класс с моими комментариями и рекомендациями и резьбой дочери - Дарии Владимировны Колесьянкиной. Возраст-10 лет.
Ребенок рисует, расписывает дерево Городцом. Пробовал также Мезенскую роспись. Резьбой, до сегодняшнего дня не занимался, но после записи мастер-класса уже не отходит от инструмента и просит еще что-то повырезать.
Всем удачного первого опыта резьбы по дереву!
Спасибо за внимание!
Огромная благодарность Команде Ярмарки Мастеров за мотивацию и возможности!
С Уважением, Владимир!
www.livemaster.ru
Панель управления
Опрос
Какие Ваши любимые цветы? |